Информация Росреестра

Зачем делать межевание, если есть свидетельство о собственности на землю?

Земельный кодекс запрещает земельным участкам без официально установленных границ быть объектом гражданского оборота.Обязательность проведения на земельных участках межевания закрепляются законодательным актом «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты».

Изменения были внесены 1 января 2015 года, а сам закон начал действовать на территории России с 1 января 2018 года. Таким образом, зарегистрировать права на любую категорию земельных участков без межевания невозможно. Чтобы совершить любую сделку с землей (продать ее, передать в залог, подарить и пр.), следует сперва провести на ней межевание.

Для того чтобы приобрести реальное право на свой земельный участок, придется провести процедуру межевания, иначе с 2018 года распоряжаться своей землей невозможно.

Землевладельцы привыкли проводить межевание своих участков только в случае споров с собственниками смежных земельных территорий либо при продаже земли. В таких ситуациях решение о процедуре межевания следует принимать с учетом всех деталей, при анализе всей информации.

Если необходимо активно пользоваться земельным участком, иметь возможность распоряжаться им, исключить споры с соседями, то на данный момент лучше как можно быстрее определить границы, то есть провести межевание земельного участка.

Раньше межевание носило не обязательный характер, а заявительный. Вопрос о межевании, по сути, решался индивидуально каждым владельцем участка. В связи со вступившими изменениями в законодательство о земле собственникам участков теперь попросту придется проводить межевание, если они собираются проводить какие-либо юридические действия со своими наделами.

Однако если собственник не желает совершать сделки, предметом которых выступает его земля, то необходимости в межевании не будет. При этом он должен осознавать, что продать собственную землю, передать ее в аренду, подарить или передать в наследство без проведенного установления границ не получится.

То есть, если права на земельный участок оформлены в соответствии с буквой закона, споры с соседними землевладельцами отсутствуют, и в ближайшее время нет необходимости в продаже земли, то и после наступления 2018 года свой участок можно спокойно использовать без зафиксированных границ.

Тем не менее, к примеру, бывают такие ситуации:

У собственника участка с каждой стороны находится смежный земельный надел таким образом, что его земля находится в центре между четырьмя другими участками. На каждом из наделов было проведено межевание (кроме центрального), в результате чего границы центрального участка также автоматически стали определенными.

Возникает логичный вопрос. Зачем собственнику центрального земельного участка проводить недешевую процедуру межевания? И это далеко не единственная ситуация, при которой пропадает необходимость в проведении межевания.

Если земля давно используется, споры с соседями отсутствуют, продавать земельный участок никто не собирается, права на земельную собственность оформлены строго по закону, то проведение процедуры межевания в срочном порядке до наступления 2018 года не нужно. Сделать это лучше при возникновении необходимости получения некоторых прав в распоряжении землей и при появлении других трудностей из-за отсутствия межевания.

До вступления в силу изменений 2018 года регистрировать право собственности на земельный участок было возможным и без проведения процедуры межевания. Поэтому множество участков существует на праве собственности без размеченных границ кадастровой организацией. Принципиальных отличий нет, межевание является общим для всех и проводится каждый раз с новыми замерами.

УправлениеРосреестра: особенности ипотечных сделок

Специалисты Управления Росреестра по Забайкальскому краю информируют об особенностях ипотечных сделок.

Главная особенность ипотеки – залог недвижимости как условие получения банковского кредита. Под залог используют как уже существующее, так и приобретаемое недвижимое имущество (дом, квартира, земельный участок).Залог является обременением.

Различают ипотеку двух видов: в силу договора (договорная ипотека) и в силу закона (легальная ипотека).

При договорной ипотеке по соглашению сторон (по договору) кредитор получает преимущественное право возместить свои потери, если должник не возвращает вовремя денежные средства или проценты по кредиту (займу).

Обычная для сделок купли-продажи квартиры практика – когда ипотека гарантирует исполнение покупателем обязательства по оплате покупаемой квартиры (ипотека до момента полной оплаты).

Ипотека в силу закона (легальная ипотека) осуществляется по условиям, прописанным в соответствующем законе, при отсутствии договора об ипотеке.

Данный вид ипотеки более популярен, поскольку проще и быстрее. Кроме того, снижаются риски по признанию обеспеченных ипотекой сделок недействительными, а, следовательно, уменьшаются и риски потери имущества банками и иными кредиторами.

Ипотека требует регистрации в Росреестре. В единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вносится запись о том, что у кредитора возникло право залога (ипотека) на недвижимое имущество.

Запись содержит сведения о залогодателе и залогодержателе, предмете ипотеки, о сумме и сроке возврата кредитного обязательства, а также предусмотренной договором закладной. Закладная – это именная ценная бумага, удостоверяющая право ее законного владельца (банка или иного кредитора) на исполнение обязательств по кредиту, без представления любых других доказательств.

Государственная регистрация ипотеки удостоверяется путем надписи на договоре (штампе). Эта надпись содержит полное наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, дату, место и номер государственной регистрации ипотеки.

При этом в архиве остается договор об ипотеке, а при государственной регистрации ипотеки в силу закона – документ, являющийся основанием возникновения права собственности залогодателя на имущество (например, договор купли-продажи). При наличии закладной в архиве хранится ее копия.

УправлениеРосреестра: о налогообложении земельных участков, используемых не по целевому назначению

В УправленииРосреестра по Забайкальскому краюсообщают, что повышенная налоговая ставка в отношении земельного участка, используемого не по целевому назначению, сохраняется, даже если право на него передано другому лицу.

Письмо ФНС России от 28.12.2018 «О налоговой ставке в случае неиспользования по целевому назначению земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, предназначенного для сельскохозяйственного производства».

В отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения применяются налоговые ставки в размере, не превышающем 0,3 процента.Для этого необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение участка к указанной категории земель (ввиду разрешенного использования) и его использование для сельскохозяйственного производства (подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ).

Если участок признан неиспользуемым по целевому назначению, налогообложение должно осуществляться по налоговой ставке для «прочих земель», не превышающей 1,5 процента.

При этом повышенная ставка применяется начиная с налогового периода, в котором вынесено решение по выявленному правонарушению, и до начала налогового периода, в котором оно устранено.

Сообщается, что применение налоговой ставки в размере, не превышающем 1,5 процента, действует также в случае перехода права на участок к лицам, которые не привлекались к административной ответственности за “нецелевое” использование участка, если предыдущий собственник распорядился участком до устранения им правонарушения.

УправлениеРосреестра: о новом порядке определения кадастровой стоимости

СпециалистыУправленияРосреестра по Забайкальскому краюинформируют о том, что 2 марта 2019 года вступит в силу новый порядок определения кадастровой стоимости недвижимости.

Новый порядок определения кадастровой стоимости касается объектов недвижимости и земельных участков, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет (приказ Минэкономразвития от 24 сентября 2018 года № 514).

Новый порядок направлен на решение ряда проблем, с которыми сталкивались правообладатели объектов недвижимости, а также региональные органы власти и органы местного самоуправления.

Приказом, в частности, устанавливается:

– порядок осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;

– порядок внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) о ранее учтенном объекте недвижимости;

– порядок осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений объекта недвижимости;

– особенности осуществления кадастрового учета в отношении ряда объектов недвижимости (в частности, машино-мест, помещений, единого недвижимого комплекса).

В ранее действовавшем порядке не содержалось механизмов определения кадастровой стоимости единых недвижимых комплексов,машино-мест, объектов незавершенного строительства. Это создавало неравные условия использования объектов недвижимости.Также, в ряде случаев эти условия не позволяли определить кадастровую стоимость земельных участков. Это, помимо всего прочего, приводило к невозможности аренды таких земельных участков у публичных собственников: при объединении земельных участков или при их перераспределении с нераспределёнными землями устанавливалась непропорционально высокая кадастровая стоимость.

Новый приказ призван исправить эти проблемы и стать «очередным шагом к созданию равных условий определения кадастровой стоимости и повышению справедливости применяемых механизмов ее расчета».

Кроме того, в новом Порядке отражены последние изменения земельного и градостроительного законодательства, законодательства о кадастровой деятельности и регистрации объектов недвижимости, законодательства о садоводческих товариществах.

УправлениеРосреестра: о новых правилах сноса самостроя и как его узаконить

Специалисты Управления Росреестра по Забайкальскому краю разъясняют требования федеральногозаконаот 03.08.2018 г. № 339-ФЗ, которыйввел новые правила сноса объектов капитального строительства.

Зачастую граждане и предпринимателиначинают строительство объектов недвижимости без необходимой на то документации, и, тем самым,подвергаясь опасности обрушения неправильного возведенного здания, а также нарушая облик населенных пунктов. Урегулировать сферусамовольно возведенных строений, или, проще говоря,самостроев, призван федеральный закон.

Закон определилсамострой как объект, построенный на участке, который не предоставлен в установленном порядке, или его целевое назначение не предполагает строительства, а строительные работы велись без необходимой разрешительной документации или с несоблюдением строительных нормативов.

Если говорить об ответственности за незарегистрированный объектнедвижимости, то санкции к владельцу объекта содержатся в градостроительном законодательстве и в Кодексе об административных правонарушениях. 339-ФЗ предусматривает снос или демонтаж незаконно построенного объекта.Кроме того, у собственника может быть изъят земельный участок в том случае, если требование по ликвидации недвижимости не будет выполнено.

Решение о сносе самостроя, на который законом отводится от 3 месяцев до одного года, могут вынести как суд, так и орган местного самоуправления. При этом поправки в ч. 4 ст. 222 Гражданского кодекса РФ четко устанавливают компетенцию местных властей в этом вопросе. Так, по решению органа местной власти объект может быть снесен в том случае, если он построен на земле, не имеющей правоустанавливающих документов. Помимо этого, местный совет может принять решение о сносе самовольной постройки в том случае, если постройка находится на территориях особых зон или отведенных для общего пользования.

Власти не вправе инициировать снос незаконного строительства в том случае, если оно расположено не на государственной (муниципальной) земле. Исключение составляют ситуации, когда объект прямо угрожает жизни или здоровью людей. Кроме того, не уполномочены местные органы принимать решения по сносу самовольно возведенной постройки, если права на нее зарегистрированы или признаны решением суда.

В случае уклонения от выполнения предписания по сносу самострояили приведению в соответствии с действующими требованиями, земельный участок может быть изъят в принудительном порядке.

Самострой можно узаконить: изменитьцелевое назначение земельного участка либо привести его к соответствующим строительным нормативам (в срок от 6 месяцев до 3 лет в зависимости от характеристик объекта).

Управление Росреестра: о действиях в случае отсутствия земельного участка на Публичной кадастровой карте

В Управление Росреестра по Забайкальскому краю достаточно часто поступают вопросы от забайкальцев, связанные с отсутствиемих земельных участков на публичной кадастровой карте.

Что же представляет собой публичная кадастровая карта?Это справочно-информационный ресурс для предоставления пользователям сведений государственного кадастра недвижимости на территории Российской Федерации, размещенный на официальном портале Росреестра (http://pkk5.rosreestr.ru/ ). На публичной кадастровой карте отображаются свыше 50 миллионов объектов, сведения о которых можно просмотреть с любого компьютера или мобильного устройства, подключенного к сети Интернет.

Данным сервисом обеспечивается круглосуточный доступ к таким сведениям об объектах недвижимого имущества, как: площадь; количество этажей для объектов капитального строительства; кадастровый номер,адрес,кадастровая стоимость, категория земель, установленный для земельного участка вид разрешенного использования, информация о зонах с особыми условиями использования (ЗОУИ),другая общедоступная информация, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости.

Земельный участок на кадастровой карте может отсутствовать по нескольким причинам:

  1. Земельный участок не был поставлен на государственный кадастровый учет в установленном законом порядке;
  2. У земельного участка отсутствуют четко установленные границы, т.е. правообладателем не проведено межевание.

Для того, чтобы понять проводилось межевание земельного участка или нет, необходимо заказать выписку из ЕГРН “Об основных характеристиках и зарегистрированных правах”. Сделать это можно в офисе Кадастровой палаты по Забайкальскому краю или в ближайшем офисе МФЦ, а также на портале Росреестра www.rosreestr.ru. Если в выписке из ЕГРН отмечено, что границы земельного участка не установлены, то правообладателю необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Третьим этапом является подача заявления и подготовленных кадастровым инженером документов в офисы Кадастровой палаты или в КГАУ “Забайкальскийкраевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг” (МФЦ).

Необходимо отметить, что обновление данных на публичной кадастровой карте происходит несколько раз в год – соответственно, сведения о вновь зарегистрированных участках могут появиться на ней не сразу.

Подробную информацию об электронном сервисе “Публичная кадастровая карта”, а также о государственных услугахРосреестра можно получить по телефону ВЦТО Росреестра: 8-800-100-34-34 (звонок бесплатный).

Электронные сервисы Росреестра повышают качество услуг

В Управлении Росреестра по Забайкальскому краю напоминают физическим и юридическим лицам о преимуществах получениягосударственныхуслуг в электронном виде.

На Интернет-сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) функционируют электронные сервисы, которые помогут зарегистрировать права на объекты недвижимости, поставить земельный участокна кадастровый учет,подать документы на единую учетно-регистрационную процедуру, получить сведения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Также в «Личном кабинете»Росреестра правообладатель может получить информацию о своих объектах недвижимости (о кадастровом номере, адресе, площади, кадастровой стоимости, зарегистрированных правах, ограничениях и обременениях прав), заявить о внесении в ЕГРН записи о невозможности проведения любых действий с его недвижимостью без его личного участия.

В электронном виде можно получить сведения из ЕГРН с помощью сервиса «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Также на сайте можно получить информацию о ходе оказания услуги («Проверка исполнения запроса (заявления)»), проверить корректность электронной подписи и распечатать полученную в электронном виде выписку («Проверка электронного документа»).

Предоставление государственных услуг Росреестра по «бесконтактной технологии»повышает качествоуслуг, способствует исключению коррупционных правонарушений, так как в данном случае взаимодействие чиновника и заявителя отсутствует. Еще одним преимуществом при пользовании электронными сервисами является и то, что собственник может сэкономить до 30% денежных средств при оплате

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

loading